Дневник тренировок Владимира Невзорова
|
Вова | Дата: Вторник, 09.04.2019, 19:19 | Сообщение # 1 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Современная методика подготовки борцов достаточно совершенна, и тренеры, как правило, подводят к соревнованиям спортсменов без заметных изъянов в технической, тактической, физической подготовленности. Следует заметить, что благодаря современной информации даже отдельные методические находки очень быстро становятся достоянием широкого круга тренеров. Поэтому повышенные требования к качеству подготовки в целом — таков, по нашему мнению, основной резерв дальнейшего повышения мастерства борцов. В системе подготовки борцов высокой квалификации центральное место занимают взаимосвязанные звенья: тренировка — соревнования — восстановление. И мастерство тренеров во многом определяется умением взаимоувязывать эти звенья. Если в пределах относительно короткого времени подготовки, скажем к турниру, вопросы подготовки обычно успешно решаются, то на более продолжительном отрезке, например в пределах сезона, оптимально взаимоувязать их, обеспечить преемственность всех циклов и звеньев подготовки и добиться постоянного устойчивого роста спортивного мастерства— задача значительно более сложная. Все знают массу примеров, когда молодой, быстро восходящий борец вдруг останавливается в своем росте, а то и совсем теряется. Следует отметить две трудности, связанные с многолетней подготовкой дзюдоистов, логично сочетающей соревнования, тренировки, восстановительные мероприятия, обоснованное чередование циклов и периодов подготовки, ее отдельных компонентов. Описанные планы подготовки следует расценивать как примерные. Мы стремились к тому, чтобы подтолкнуть тренеров к анализу, размышлениям, пробудить творческий подход к учебно-тренировочному процессу с учетом реальных условий его осуществления. Книга адресована прежде всего тренерам-практикам, работающим с дзюдоистами достаточно высокой квалификации. Глава I написана И. А. Письменским при участии B. И. Сытника, главы II—V написаны И. А. Письменским и Я. К. Коблевым.
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |
|
Вова | Дата: Вторник, 09.04.2019, 19:56 | Сообщение # 2 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПОСТРОЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ
Известно, что добиться высоких спортивных результатов в спорте, и в частности в борьбе дзю-до, можно лишь при четком планировании всех сторон подготовки спортсменов в многолетних занятиях спортом. При планировании и осуществлении подготовки борцов тренеру приходится решать много задач. Назовем хотя бы самые крупные: - совершенствование технико-тактического мастерства, - общей и специальной физической подготовленности, - повышение работоспособности, - непосредственная подготовка к конкретным соревнованиям, - морально-волевая и теоретическая подготовка и др. Чаще всего тренеры пытаются решать такие задачи относительно изолированно, с тем чтобы обеспечить целенаправленное влияние на конкретную сторону подготовленности. Но при этом неизбежно осуществляется воздействие и на другие компоненты подготовки. Учет таких незапланированных (да и запланированных) воздействий очень не прост. И порой это приводит к тому, что тренировочный эффект не всегда соответствует ожидаемому. Поэтому в совершенствовании планирования имеются значительные резервы повышения эффективности подготовки борцов.
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |
|
Вова | Дата: Вторник, 09.04.2019, 20:03 | Сообщение # 3 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
Эффективность планирования подготовки борцов может быть обеспечена при учете следующих основных требований: 1) всесторонности. Планированием должны охватываться все стороны подготовки, в том числе связанные с тренировочной и соревновательной деятельностью, восстановительными мероприятиями, внешними условиями тренировки и т. д.; 2) конкретности. В ходе подготовки всегда должны решаться конкретные задачи — достижение определенного уровня подготовленности в целом и по отдельным компонентам, подготовка к конкретным соревнованиям, к встречам с вероятными соперниками и т. д.; 3) оптимизации подготовки. Достижение конкретной цели за счет минимальных тренировочных воздействий, соответствие между возможностями спортсмена (его состоянием) и фактическими тренировочными и соревновательными нагрузками. Естественно, что последнее обстоятельство невозможно учитывать без внедрения системы комплексного контроля.
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |
|
Вова | Дата: Среда, 10.04.2019, 11:58 | Сообщение # 4 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| ПРОБЛЕМА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ (КРАТКИЙ ОБЗОР)
В теории физического воспитания разработана довольно четкая система подготовки спортсменов высокой квалификации, особенно в годичных (макро) циклах. Это, естественно, наталкивает на мысль о возможности использовать результаты исследований и опыт тренировки в сходных видах спорта для рационализации методики совершенствования подготовки в борьбе дзюдо. Но этот перенос не может быть осуществлен механически, без учета специфики деятельности борцов. Переносить, очевидно, надо не конкретные рекомендации, а в первую очередь общее понимание сущности факторов, определяющих подготовленность спортсменов. Так, в книге «Современная система спортивной тренировки» Н. Г. Озолин пишет: - «Характеризуя систему спортивной подготовки в целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей спортсменов — процесс, составными частями которого являются также гигиенический режим, научный, врачебный и педагогический контроль, материальные условия, организация и др., неразрывно связанные между собой на основании определенных принципов, правил и положений». Огромное значение при этом принадлежит социальным причинам, экономической базе общества и многим другим факторам. По мнению многих ученых (В. М. Дьячков, 1964; В. М. Зациорский, 1966; Л. П. Матвеев, 1967, 1977; М. Я. Набатникова, 1970; Н. Г. Озолин, 1970, и др.), к числу основных факторов, определяющих высокий уровень работоспособности и спортивных результатов, относится правильное планирование в микро- и макроциклах суммарной величины тренировочной нагрузки в целом и соотношение ее отдельных компонентов. Многолетнюю подготовку принято планировать по олимпийским, четырехлетним, циклам. В. П. Филин (1958) предложил в многолетней подготовке выделять четыре этапа: I — предварительной подготовки, II — начальной спортивной специализации, III— углубленной тренировки, IV — спортивного совершенствования. Г. С. Туманян (1969) на основании богатого экспериментального материала определил также четыре этапа многолетней подготовки: I этап — ранняя многоборная подготовка (от новичка до спортсмена I разряда); II этап — специальная подготовка (от I разряда до мастера спорта); III этап — демонстрация наивысших достижений; IV этап — постепенное прекращение занятий спортом. Л. П. Матвеев (1977) в процессе многолетних занятий спортом выделил три стадии: 1) базовой подготовки, 2) максимальной реализации спортивных возможностей, 3) спортивного долголетия.
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |
|
Вова | Дата: Среда, 10.04.2019, 12:07 | Сообщение # 5 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| При кажущейся разноречивости приведенных классификаций в них все же довольно четко просматривается следующая типичная возрастная динамика спортивных достижений: начало занятий — подъем — расцвет — наивысший уровень и стабилизация с возможными периодическими снижениями. В каждом конкретном виде спорта существуют свои вехи многолетней подготовки. Например, Г. С. Туманян (1969) установил, что борцы, достигшие высоких спортивных результатов, начинали заниматься борьбой в среднем в 15—16 лет и через полтора-два года выполняли норму I спортивного разряда, а через 3,5—4 года становились мастерами спорта. Интересно отметить, что у представителей разных весовых категорий динамика спортивного онтогенеза имеет некоторые различия. Приведенные данные не совсем соответствуют общепринятым меркам, особенно по возрасту начала занятий борьбой. Можно предположить, что за прошедшие годы он несколько снизился, ведь в ДЮСШ по борьбе принимают мальчиков 10—12 лет. Но, к сожалению, еще значительная часть борцов высшей квалификации пробивается в сборную, минуя ДЮСШ. С одной стороны, это может свидетельствовать о низкой эффективности большинства ДЮСШ, с другой — о больших резервах в этом звене подготовки. В тех же школах, где учебно-тренировочный процесс налажен образцово, картина совершенно иная. Например, в Майкопской школе дзюдо и самбо средние данные спортивного онтогенеза 140 мастеров спорта следующие: возраст начала занятий борьбой—12—13 лет; время, необходимое для выполнения норматива I спортивного разряда, — 3—4 года; путь от спортсмена I разряда до мастера спорта составляет около 3—4 лет. Планирование годичной подготовки зависит от многих факторов, главными из которых являются: конкретные цели и задачи подготовки на год, закономерности становления спортивной формы и календарь соревнований. Борцы достаточно высокого класса участвуют за год в 7—9 соревнованиях, проводя при этом от 25 до 30 поединков.
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |
|
Вова | Дата: Среда, 10.04.2019, 12:16 | Сообщение # 6 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Цитата Владимир (  ) Борцы достаточно высокого класса участвуют за год в 7—9 соревнованиях, проводя при этом от 25 до 30 поединков.
Кто-нибудь мне скажет, почему борец высокого уровня должен участвовать за год в 7-9 турнирах, а многие спортсмены первых годов обучения иногда проводят от 15 до 20-25 турниров, а то и больше?!
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |
|
Вова | Дата: Четверг, 11.04.2019, 10:34 | Сообщение # 7 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| В теории спортивной тренировки приняты понятия: микроцикл, мезоцикл и макроцикл. Микроцикл — это относительно законченная часть учебно-тренировочного процесса, охватывающая несколько дней, как правило не больше недели. Л. П. Матвеев (1977) предложил выделять в микроцикле стимуляционную (кумуляционную)и восстановительную фазы. Принято характеризовать микроциклы по структуре и направленности. В спортивной борьбе структура микроциклов бывает различная — 5:2, 4:1, 3:1, 2:1 (соотношения дней тренировок и отдыха). По направленности микроциклы бывают такие: развивающий, ударный, втягивающий, поддерживающий, разгрузочный, адаптационный, реаклиматизационный, специализированный, контрастный и др. Мезоцикл — система нескольких последовательно соединенных микроциклов, в ходе которых решается достаточно крупная смысловая задача подготовки. Типичны мезоциклы, включающие от 3 до б микроциклов. Макроцикл — это законченный цикл спортивной подготовки, обязательно включающий крупное соревнование или группу соревнований. Макроциклы обычно бывают годовыми или полугодовыми. Периодизация годичного цикла, предложенная Л. П. Матвеевым и включающая подготовительный, соревновательный и переходный периоды, в последние годы несколько видоизменилась. Годичный цикл включает теперь период фундаментальной подготовки (втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный и шлифовочный мезоциклы), период основных соревнований и переходный период. Наибольший объем работы борцы выполняют в подготовительном периоде, а также на этапе предварительной подготовки к турнирным соревнованиям. Во время непосредственной подготовки основной задачей становится приобретение хорошей скоростной выносливости, что достигается с помощью интервально-переменных методов тренировки (В. А. Геселевич, 1974). В последние годы все чаще используется так называемое многоцикловое планирование, причем количество циклов, как правило, определяется числом соревнований, в которых борец будет выступать. Чем ответственнее соревнования, тем продолжительнее к ним подготовка.
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |
|
Вова | Дата: Четверг, 11.04.2019, 10:52 | Сообщение # 8 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| С одной стороны, это связано с несовершенством календаря соревнований (в том числе и непредвиденными заранее турнирами), с другой — с его расширением, что привело к тому, что борцы соревнуются практически круглый год. Подобная практика может иметь и серьезные негативные последствия, связанные с отсутствием периодов фундаментальной подготовки, с подменой целенаправленной подготовки натаскиванием к очередным соревнованиям. Не случайно поэтому совершенствование подготовки борцов идет как бы по двум направлениям: во-первых, целенаправленное многолетнее воздействие на основные компоненты подготовленности и, во-вторых, оптимизация этапа непосредственной подготовки к соревнованиям. В работах первого направления отметим идею А. А. Шепилова и В. П. Климина (1979) планировать при совершенствовании выносливости отдельные годы четырехлетнего олимпийского цикла с определенной, преимущественной направленностью, обеспечивая в то же время в каждом годичном цикле гармоничное развитие аэробного и анаэробного компонентов выносливости: — в первый год подготовки рекомендуется уделить внимание развитию аэробных возможностей борцов, достаточный уровень развития которых позволит заложить предпосылки к освоению больших тренировочных нагрузок как по объему, так и по направленности; — во второй год целесообразно построить подготовку таким образом, чтобы повысить максимум анаэробной производительности. Это даст возможность освоить повышенные, в сравнении с прошлым тренировочным олимпийским циклом, специализированные нагрузки; — в третий год следует решить задачу повышения максимальной аэробной производительности на новом, более высоком функциональном уровне. Вместе с тем целесообразно уделить большее внимание совершенствованию анаэробного алактатного компонента выносливости. В качестве средства повышения аэробных возможностей в этот год целесообразно использовать равнинно-горную подготовку; — в завершающем году олимпийского цикла решается задача достижения «функциональной избыточности, т. е. такого уровня выносливости, который обеспечит надежное выполнение основных целей четырехлетия. Важным является соотношение централизованной и «домашней» подготовки. Под первой следует понимать тренировки в условиях учебно-тренировочных сборов. Нередко случается, что борцы в «домашних» условиях тренируются гораздо меньше, чем на сборах. Поэтому в планировании «домашней» подготовки, особенно в индивидуальном планировании, скрыты большие резервы повышения эффективности воспитания высококвалифицированных борцов.
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |
|
Вова | Дата: Пятница, 12.04.2019, 07:16 | Сообщение # 9 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| ЭТАП НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ
Главная задача предсоревновательной подготовки — приобретение наивысшей готовности к успешному выступлению в соревнованиях, которая, с одной стороны, предполагает стремление к максимально высокому результату, с другой — стремление к обеспечению надежности выступления, т. е. минимальной потере в результативности при самых неблагоприятных условиях выступления. Моделирование, причем моделирование всестороннее, предстоящей соревновательной деятельности находит на предсоревновательной этапе подготовки все большее распространение. Оно выражается не только в обеспечении соответствующих соревновательных режимов, внешних условий соревнований, но и в установке на предельный результат. При планировании этапа непосредственной подготовки к соревнованиям важно обратить внимание на использование максимальных нагрузок. Одна максимальная нагрузка в недельном цикле (при условии, что после нее используются только средние и малые нагрузки) значительно замедляет (до 4—5 дней) восстановительные процессы (В. С. Дахновский, Е. Н. Лещенко, 1978), при этом фаза суперкомпенсации часто не прослеживается. Применение максимальных нагрузок через 12—14 дней, что названо авторами сдвоенным микроциклом (неделя ударная и неделя разгрузочная), дало наибольший прирост работоспособности. Следует отметить, что средние нагрузки, выполняемые на фоне усталости, нередко приводят к сдвигам в организме, равноценным большим нагрузкам, а одна соревновательная схватка в день для уставшего борца равнозначна двум поединкам за день в нормальном состоянии (В. С. Дахновский и др., 1975). Интересен способ планирования подготовки по принципу «маятника». Суть его в том, что традиционные недельные микроциклы тренировки заменяются двумя ритмически чередующимися микроциклами: специализированными и контрастными или ударными и восстановительными. Длительность специализированных микроциклов приближают к продолжительности предстоящих соревнований, а контрастных — к продолжительности восстановления и сверхвосстановления, при этом нередко предлагается ориентироваться по времени сохранения таких специфических ощущений, как «чувство ковра». Направленность тренировок в специализированных микроциклах максимально приближена к условиям соревнований, а в контрастных, наоборот, предельно отдалена от такой обстановки. С. Туманян (1973) приводит пример построения учебно-тренировочного процесса на 21-дневном сборе с использованием принципа «маятника». Борцы, прошедшие подготовку на этом сборе, весьма успешно выступили на соревнованиях.
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |
|
Вова | Дата: Пятница, 12.04.2019, 07:51 | Сообщение # 10 |
 Шрамы напоминают что прошлое реально...
Группа: Администраторы
Сообщений: 2436
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Цитата Владимир (  ) Интересен способ планирования подготовки по принципу «маятника».
Когда-то я работал в спортивном клубе Союз г. Дзержинский и был в этом клубе самым "забойным" тренером. Ныне покойный Зинур Абянов, да и некоторые другие тренера ни как не могли понять, почему их самые лучшие ребята, при чём некоторые из которых были на 1-2 года старше моих, регулярно проигрывали моим пацанам на днях борьбы и на соревнованиях, при этом в понедельник - вторник их ребята на совместных тренировках неизменно моих ребят проходили в тренировочных схватках. Всё дело в том, что я в своих тренировках использовал принцип маятника и наше тренерское противостояние происходило следующим образом, после воскресенья, наши отдохнувшие ребята приходили в зал. Учитывая что мои ребята были по возрасту моложе и меньше занимались, то они в тренировочных схватках проигрывали конкурентам из других групп. Тренировка в понедельник была у всех тренеров нашего клуба достаточно тяжёлой по объёмам и наши дети еле уползали с татами. Во вторник у всех тренеров нашего клуба, за исключением меня, тренировочные объёмы опять были очень тяжёлыми, у меня же тренировка проходила в очень низком темпе и была направлена на совершенствование технико-тактического мастерства. В итоге мои дети совершенно не уставали за тренировку и уходили в раздевалку в приподнятом настроении, а конкуренты из других групп второй день подряд еле волочили ноги и были полностью в моральном плане выжаты как лимоны. В среду у конкурентов был опять нагрузочный день, уже третий подряд, и у меня был, только у меня после вчерашнего расслабона, дети летали, а конкуренты ползали и в совместных заданиях мои дети начинали смотреться лучше, а в схватках начинали выигрывать. В четверг конкуренты опять нагружались, уже четвёртый день подряд. У меня же была скоростная работа, игра и баня. Дети уходили домой хоть и уставшие, но довольные. В пятницу, на совместном дне борьбы, бедные дети - конкуренты, после 4 тяжёлых тренировок подряд не то что бороться, ходить не могли! Мои же пацаны летали, проводя целые каскады комбинаций с преследованиями в партере. Если на следующий день, в субботу, нужно было ехать на соревнования то замученные конкуренты, плохо проведшие день борьбы полностью загруженные и подавленные не могли себя показать во всей своей красе. Мои же пацаны, совершенно не устав за недельный цикл тренировок, находящиеся в отличном расположении духа после удачного дня борьбы, показывали на соревнованиях "высший пилотаж". Принцип "маятника" "на лицо"!
СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ. МОЖНО ДЕЛАТЬ И МАЛЕНЬКИЕ, НО С ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.
|
|
| |